Старатель

Валентин Белых живописью создал театр истории удмуртии

Старатель

...Промывая тонны породы, они ловят крупицы благородного металла, мечтая при этом о солидной добыче.

  Валентин Белых к своим 55-ти годам перелопатил, наверное гору материала, а когда знакомишься с ретроспективой его произведений, выставленных сегодня в республиканском музее изобразительных искусств, кажется, что на его лотке осели чаще всего весомые самородки.


 

Кто, если не я? 

Валентин Леонидович прекрасно известен в художественных кругах республики. Его работу знают и за её пределами. Среди десятка современных художников Удмуртии, представленных в шикарном альбоме "Художники Поволжья", ему отведено заметное место. Он писал в Венгрии, Англии и оценён заказами пресыщенных арт-мастерами британцев. Местные и уральско-волжские историки ценят Белых как уникального иллюстратора.

  По подготовке он театральный художник. Долгое время работал в нашем театре оперы и балета, в Удмуртском театре драмы. В станковой живописи он не однолюб. Великолепные пейзажи, выразительные, точные до нюансов и в то же время написанные лёгкой рукой, декоративные до степени гобеленов. Рисунки Будапешта, Ижевска, Лондона, виды Альбиона и селений Удмуртии - это отменная демонстрация быстроты вкупе с мастерской техникой.

  В портреты его кисти просто интересно вглядываться. А лица на них непременно выходят красивыми, но не приукрашенными. Так бывает, когда мастер пишет не только "парсуну", но вдобавок и душу позирующего.

  И всё же интереснее всего в залах музея рассматривать его мощные исторические холсты. С 1993 года он начал серию картин жизни удмуртов дохристианского периода, расчистив ими дальнюю даль нашей земли. В тот год Валентином Леонидовичем было создано полотно "Суд". С той поры крупных картин исторического содержания им написано около 20.

   И, следует заметить, что корме отдельных работ, историческую тему глубокого прошлого Удмуртии из наших художников не погружался более никто. Белых единственный, кому удалось создать целую галерею, посвященную периодам тёмной истории. Спрашиваю Валентина Леонидовича:" Что Вас увлекло в эту тему? И почему Вы один на этом поприще?". Ответ быстрый, явно выношенный:" Кто же, если не я?"


Капитан Эмо

   Деревня Сенькагурт под Дебёсами - удмуртская Швейцария. Оттуда родом Валентин Белых. В раннем детстве его увезли в Воткинск, но на родине он бывает не по разу в год. Воткинская художественная школа, Казанское художественное училище по (специальность театральный художник), затем Ижевск, работа в театре. И случай - приглашен к работе над первым художественным фильмом про удмуртскую былинную давность (Тень алангасара). Тут уж пришлось серьёзно окунуться в историю, и ....зацепило.

   Мало было узнать костюмы, бытовые подробности древней удмуртской старины. Надо было услышать душу стародавнего народа, восстановить их неписаную философию. Пришлось окунуться в историческую литературу, беседовать со специалистами по прошлому. Интерес подхлёстывали и воспоминания истории об оживлении истории при постановке сцен фильма, снимавшегося в родных краях. Так Валентин Белых запал на исторические реминисценции.


Секрет мастера

Расспрашивать о произведениях у автора непродуктивно. Что спрашивать - смотри! Всё же задаю Валентину Леонидовичу вопрос:

  - Почему монументально, а не в камерной, листовой стилистике выполнены ваши исторические творения?

  - Психологизм воздействия передаётся в крупном масштабе сильнее.

  - Как звучание симфонического оркестра против одной скрипки?

  - Да, примерно так по мощности.

  Картины Белых - шурупы для закрепления образного ряда нашей памяти о прошлом, выпуклые зацепки, чтобы помнили. Чтобы глядящие на них не чувствовали себя космополитическими Иванами, родства не помнящими, этакими манкуртами из 18 региона.

  Как Валентин Леонидович умудряется из глубокого колодца истории выуживать живые реалистические картины, как он разводит туман времён и показывает нам очевидное, дышащее подлинностью изображения, хотя и придуманное во многом? Ведь "они" на картинках - это мы, но без телевизоров, телефонов, автомашин и компьютеров. А мы - это "они", только растерявшие что то серьёзное на поворотах столетий: чувство рода, приземлённости, тождественности природе, ощущения единокровия с богами.

  Всё это остаётся секретом живописца, может быть, необьяснимым даже ему. Но такое умение подобно актёрской игре, когда режиссёр кричит "Верю!"

Печально, если в предюбилейной  круговерти не будет упомянуто о полотнах, проливших свет на дремучую историю края и коренного народа.

Сокровища на антресолях

 Художник Белых сегодня формально признан. Он заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Удмуртии и прочее. Его работы стали яркими иллюстрациями для солидной "истории Удмуртии", академических "Истоки удмуртского народа" и "Удмурты. Этюды из истории 9-19 вв. для школьных учебников краеведения.

   Однако самое ценное и заветное его детище - монументальные исторические полотна, которые лишь в малом количестве обогатили фонды музеев Удмуртии. Более того, их нет ни в одном из административных общественных или представительских учреждении, где им было бы самое место. Спрашиваю у художника: "А в реконструируемый Дом дружбы народов, разве их не разобрали всё без остатка?". В ответ глухо: "Даже вопросов не было". И значит , после выставки, которая будет работать до конца года, этим самородкам из собрания художника пока светит судьба темнее, чем историческая перспектива, отраженная на них. Они займут своё грустное место на антресолях его обшарпанной мастерской.

   Надолго ли лягут под спуд вещи, которые просто необходимо демонстрировать людям? Бесспорно, это национальное достояние народа Удмуртии. Печально, если в предюбилейной круговерти не будет упомянуто о полотнах, проливших свет на дремучую историю края и коренного народа. И будет удивительно, если галерея портретов, бывших безликими персонажами далеких эпох, созданная художником-исследователем в нескольких десятках листов, также не будет открыта широкому доступу.

   Творчество маэстро, которого музейный проспект справедливо сравнивает с Васнецовым и Рерихом, остаётся в виде теней алангасара. Остаётся слабая надежда, что патриотично ориентированый бизнес снизойдет до того, чтобы в офисах среди модернистических и абстрактных копий разместиь подлинники могучих и живых до гипнотизма полотен, со звуком и духом истории нашей земли. Архиэкзотика, понимаешь!

История единая и неделимая

   Единство народов, о чём сегодня так много говорится, это ещё и единство исторической памяти. Именно ощущение единения со временем и землёй позволяет людям сохранить свою целостность, не позволяя образовываться пустотам в душе, куда так легко набивается сор с телеэкранов и потребительских завлекалок. Проповедь коренных ценностей, привязаности к родной земле не мыслима без связи с её историей, сложившейся почти пять веков назад с потоком русского государства к восходу. Ориентир в продолжение единства должен быть нацелен не на пшик, а на вечность, исходящую из далёкого прошлого.

   Валентину Белых удалось создать не серию картинок, а панораму далёкой и не очень истории. Он сумел не рассказать, а показать об увиденном, как не странно это звучит. Телескоп, в который он разглядывает удаляющуюся ежеминутно жизнь былых столетий, есть только у него. Творец всегда одинок в своём творчестве, но всегда публичен, общественно представлен при демонстрации в миру. Не оставить творца в одиночестве молча, но выразительно призывают персонажи его картин, сама история Удмуртии.

Виктор Шумихин

"Аргументи и факты в Удмуртии" №49, 2007г.

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка в инстаграм

В нашей компании настольный набор из дерева для руководителя на лучших условиях. Качественно.