Статьи, публикации о творчестве В. Белых

Спецпроект "Удмуртской правды" 

История ждёт своих художников

 С художником Валентином Белых захотелось встретиться после знакомства с уникальным изданием - его историческим альбомом "Удмуртские батыры".

   По мастерской гулял голубь, на мольберте стоял новый заказ - "Христос, оплакивающий убиенных детей", на стенах пейзажи. Ощущение свободы и простора.

- Ваш альбом рожден 450-летним юбилеем?

- Совсем нет, так совпало. Когда-то для Всероссийского съезда удмуртов я сделал портреты героев в сувенирный буклет. Прошло лет восемь, Юрий Лобанов говорит:" Давай сделаем большой альбом, с сюжетными рисунками, с пояснениями". На эту работу у меня ушло четыре года. Втроём - с Лобановым и Гришкиной - мы сделали этот альбом, я предложил его на премию Кузебая Герда и весной триумфально её получил.

- Сейчас Вы продолжаете эту тему?

- Надо на что-то жить, и всё время отнимают копеечные заказы. А над историей в "картинках" можно работать бесконечно: у нас есть герои СССР и России - ещё ни один наш художник не касался этой темы. В Ижевске был Александр 1 на освящении Александро-Невского собора в 1824 году, в 1917 году с благотворительной целью и для осмотра госпиталей Ижевск посетила Великая Княжна, дочь Николая 2. Но даже плохонькой иллюстрации на эти сюжеты нет. Нужен госсзаказ, это востребовано, недаром не раз публиковали мою картину "Пугачёв на Ижевском заводе". Но пока это личный интерес художника.

- У ваших батыров разные типажи. Откуда Вы брали эту информацию?

- Я коллекционирую типажи удмуртов - фотографирую людей в разных районах. Эти фотографии я накладывал на текст, и по характеру героя представлял его образ.

- Ваши коллеги говорят, что Вы очень дотошны и тщательны в своих работах....

- А как иначе? Фамилию-то Белых ставишь - хочется в истории честным художником остаться и выжать из себя всё, что можно.

- Но этнографы не предъявляют Вам претензий по поводу достоверности костюмов?

- Претензии невозможны. Это история далёкого дохристианского периода. От одёжды той эпохи остались лишь кусочки ткани на медных бляшках, а пошив костюмов - вообще гипотеза. Как театральный художник я представляю, как это должно быть: тогда не было понятия кроя - ткали полоски ткани, которые сшивали по прямым линиям. Жили в природе и всё брали у неё: лыко, шкуру, кожи. Собирая материал по угрофинским регионам я был в музее Ханты-Мансийска. И узнал, что древние люди у лося от колена до копыта, как чулок, сдирали кожу - получалась непромокаемая обувь. Во так, из мелких подробностей быта складывался облик батыра.

- Ваши батыры самодостаточные и гордые. Если бы Вы рисовали современного удмурта, каким бы стал образ?

- Люди есть разные: самодостаточные и пришибленные. Но если говорить в общем, всё таки удмурты находятся где-то на втором плане жизни, нас практически нет в политике и бизнесе. Или это выработанная генетическая склонность веками живущих в деревне, в природной среде? Когда-то уход в леса от войн помог народу спастись, сохранить нацию. И теперь он уходит от конфликтов и не берёт на себя, скажем, тяжесть президенства. Это ему не нужно. Я живу на даче среди удмуртов: у них там земля, скот, природа - полная гармония. Единственная проблема - дать образование детям. За этим дети уезжают в город и не возвращаются. Современный удмурт до сих пор в сельском "интерьере". В городе он тушуется и уходит в тень.

"Удмуртская правда" №10 от 23.10.2009г.

Ардашева Юля