Статьи, публикации о творчестве В. Белых

Валентин Белых: путь художника

 

Профессия художника окружена романтическим ореолом. Мансарда, богема, разговоры об искусстве... Каковы особенности работы живописца в наши дни. Какие темы находят отражение в его творчестве?

  Сегодня о своей профессии рассказывает новый гость рубрики "VIP-зал" - член союза художников России, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной  премии Удмуртской республики Валентин Белых.

Вся работа: Валентин Леонидович, как Вы стали художником?

В. Белых: Это была мечта, путь к осуществлению которой оказался очень трудным и долгим. Считаю, что я выстрадал право работать в профессии. В школе учился плохо. Больше всего мне нравились занятия в художественном кружке. После восьмого класса поступил в ПТУ и получил специальность токаря. Но идти на завод не хотелось. Я решил попробовать свои силы, поехал поступать в Казанское художественное училище, и мне повезло, каким то чудом удалось стать этого учебного заведения. Моя основная специальность - "художник-декоратор". Я в долгое время работал в театре и в паралельное время занимался живописью.

ВР: какие качества, на Ваш взгляд, необходимы художнику, чтобы достичь высокого уровня мастерства?

В. Белых: профессионализм складывается из нескольких составляющих - владение техникой, знания истории живописи и наличия таланта. Художнику нужна сверхчувствительность, чтобы увидеть красоту в мире и умение передать её - перенсти на холст энергетику, малейшие движения, перепады света. А чтобы этого добиться, необходимо обладать очень большим трудолюбием.

   Многое также зависит от мировоззрения художника, его внутренней культуры. На мой взгляд, только человек с высоким уровнем развития способен создавать художественные произведения.

ВР: В течение долгого времени Вы совмещали живопись и оформление декораций в театре, но десять лет назад сделали выбор в пользу работы свободного художника. Чем отличаются эти два вида деятельности?

В. Белых: Картина существует на плоскости, а в театре есть сценическая коробка - трёхмерное пространство, внутри которого надо расположить декорации. Ещё необходимо учитывать, что в спектакле задействованы актёры, в раскрытии образа которых важную роль играют детали - свет, цвет, краски. Например, традиционно артистов, занятых в главных ролях, одевают в яркие костюмы, а массовку - в одежду нейтральных тонов.

   Вообще, театральная постановка - это коллективный труд, успех которого определяют многие факторы. И в этой ситуации художник-декоратор несвободен: он должен найти общий язык с режиссером, актёрами, доказать им правильность своего видения. Кроме того, в театрах часто бывают сложности с финансированием, которые не позволяют воплотить свои художественные идеи, а от этого возникают творческая неудовлетворенность и равнодушие. А в мастерской я работаю один, делаю, что хочу. Это стопроцентное  выражение своего "Я". Так что сейчас пишу картины на заказ, а раз в год делаю декорации к спектаклю, чтобы не забыть первую профессию.

ВР: Валентин Леонидович, Вы были главным художником-постановщиком фильма "Тень Алангасара" по мотивам удмуртских мифов и легенд. Что Вас подтолкнуло к участию в столь необычном проекте?

В. Белых: в девяностые годы в нашей республике начался подъём национальной культуры, поэтизация древних времён. Я участвовал в постановке оперы композитора Евгении Копысовой, посвященной героическому прошлому удмуртов. Благодаря таким проектам ближе познакомился с родной историей, погрузился в материал. И когда в киностудии "Кайрос" стали формировать съёмочную группу для производства художественного фильма о древних удмуртах, я вошёл в её состав.

   Специфика работы художника кино и театра отличаются мало, тем более что  раньше я ездил в командировки на Мосфильм и Свердловскую киностудию. Основное различие заключается в том, что из зрительного зала видна вся сцена, а в кино в кадр должна попасть только часть съёмочного пространства. Если, например, действие фильма происходит в другие времена, признаки цивилизации - те же линии электропередач в поле приходится тщательно скрывать.

ВР: помимо съёмок исторического фильма, Вы написали много картин, посвященных жизни удмуртов в дохристианскую эпоху. Как вы разрабатывали эту тему?

В. Белых: после съёмок у меня остались пачки эскизов со сценами, не вошедшими в фильм. Некоторые из них дали темы для дальнейшего развития сюжетов картин. Я долго делал черновики, продумывал детали, искал типажи людей. Даже фотографировал и рисовал бомжей! Они бородатые, растрёпанные и этим очень похожи на людей, живших в незапамятные времена.

ВР: Откуда Вы берёте темы для картин? Как у Вас появляются творческие замыслы?

В. Белых: Нас окружает много интересного, просто это надо увидеть. Чаще всего мы замечаем то, что нас трогает. Тему для произведения может дать любое явление или событие. Другой вопрос - что именно интересует художника: жизнь в городе или в деревне, портреты или натюрморты.Я пишу картины всех жанров.

ВР: Валентин Леонидович, а какие художественные произведения обычно заказывают Ваши клиенты?

В. Белых: современный человек живёт в урбанистическом мире, и ему свойственна генетическая тоска по природе. Большинство людей хотят видеть в своей квартире пейзажи. Любуясь видами природы, они получают энергетическую подпитку и эмоциональную поддержку.

ВР: по каким принципам Вы выстраиваете взаимодействие с заказчиками? 

В. Белых: люди, приходящие ко мне, не являются профессиональными художниками и часто предлагают нарисовать то, что далеко от искусства. Моя задача - убедить их превратить картину в художественное произведение. Если предлагают нарисовать какие-нибудь пошлости или глупости, как верующий человек я за это не возьмусь. Обычный рабочий процесс проходит следующим образом. Я делаю эскиз, заказчик его утверждает, высказывает свои пожелания. Мой принцип - клиент должен оставаться довольным, тогда по его рекомендациям я смогу получить новый заказ.

ВР: какие возможности для заработка может использовать художник в наши дни?

В. Белых: это зависит, с одной стороны от его квалификации, с другой - от места проживания. Чем оно дальше от крупных городов, тем ниже уровень доходов художника и менее востребовано его творчество. В Москве мои картины стоили бы в три раза дороже. Ижевск - милитаризированный город, что повлияло на восприятие мира его жителями. Зачастую люди, даже имея средства, из-за своего уровня культуры не ощущают потребность приобретать живопись. Например, одному из моих знакомых на день рождения подарили огромную голову лося. Он был в шоке, не знал, куда её девать, и жалел бедное животное. Вот как бывает, когда деньги есть, а вкуса нет...

   В нашем городе жить только за счёт живописи удаётся единицам, поэтому художники ищут дополнительные источники дохода - допустим, преподавание. Ко мне по интернету обращались заказчики из других стран, но широкого развития такой способ взаимодействия не получил - слишком много проблем связано с удалённой работой и пересылкой картины.

ВР: в какую эпоху, на Ваш взгляд, жизнь художника была бы легче?

В. Белых:  в советские времена. Тогда власть понимала, что искусство - мощнейший инструмент идеологического воздействия, и поддерживала художников. Можно было заключить договор с каким-либо выставочным комитетом. Если комиссия утверждала мой эскиз, я получал за картину аванс, а после выставки, на которой она экспонировалась - и гонорар. Конечно, некоторые произведения носили идеалогический характер, но такие жанры как пейзаж и портрет всегда были востребованы и далеки от политики. Сейчас централизованной системы взаимодействия с художниками нет, что мешает реализовывать масштабные проекты. Допустим, у меня давно написан эскиз картины-панорамы, посвященной приезду Александра 1 на Ижевский завод. Но я не могу найти заказчика, который бы спонсировал создание такого полотна.

ВР: Валентин Леонидович, в своё время Ваши персональные выставки проходили в Москве, Будапеште и Лондоне. Какая из них больше всего запомнилась?

В. Белых: Самая яркая выставка была в свое время в Будапеште в 1996 году. В Удмуртию приезжал депутат парламента из этого города, который заинтересовался картинами исторической тематики и пригласил меня с персональной выставкой на дни культуры Удмуртии в Будапеште. На её открытие пришел сам президент Венгрии, мы сфотографировались вместе, он оставил свой отзыв. Выставка действовала в течение месяца и так понравилась венграм, что они попросили показать её и в других городах. Выставка задержалась в этоё стране ещё на три месяца.

ВР: по Вашим наблюдениям, у жителей разных  стран свои предпочтения в области живописи или искусство интернационально?

В. Белых: у европейцев картины выполняют чисто декоративную функцию. Восприятие у россиян глубже, им нужны образы, психологизм... Всем людям нравятся пейзажи, но в первую очередь - изображение той местности, в которой он живёт. Русский человек заинтересуется картинами с берёзами и реками, а к видам чужой природы, скорее всего останется равнодушным.

ВР: художники, как правило, очень чувствительные люди, которые  могут остро переживать несовершенство мира. Как Вы настраиваете себя на ежедневный труд?

В. Белых: я не могу жить без живописи. Если не рисую в течение недели, чувствую, что чего то не хватает, начинаю болеть, становлюсь злым. Когда принимаюсь за работу, постепенно вхожу в состояние равновесия и покоя.

   Я могу переживать по какой-либо причине, но когда прихожу в мастерскую, должен забыть обо всех заботах. Если расстроенный композитор, например, пишет музыку, у него вместо красивой мелодии появятся режущие ухо ноты. Так и я должен отстраниться от всех проблем во время творческого процесса. Помогают различные ритуалы. Утром пью чай, навожу порядок, натягиваю холст, и в это время идёт накопление энергии для будущей работы.

   Ещё одно моё правило - утром и вечером читать молитву. После этого не возникает никаких сомнений: быть или не быть, работать или не работать. Появляется чёткое понимание, чем я должен заниматься.

ВР: а как Вы отдыхаете?

В. Белых: обычно на даче. Если погода хорошая, и там начинаю писать картины. Если плохая - занимаюсь физической работой, могу пилить дрова или ремонтировать забор. Вообще, для меня отдых - смена вида деятельности, безделье не люблю.

   На досуге люблю читать, путешествовать, коллекционирую старинные вещи ручной ковки. Ещё собираю камешки с берегов тех рек, где побывал - Оби, Оки, Волги, Темзы, Дуная, Ла-Манша...

ВР: Вы смогли добиться значительных успехов в своём деле. Наверное, у Вас есть свои секркеты для самореализации для представителя творческой профессии.

В. Белых: надо стать хорошим специалистом, а для этого необходимо много работать. Тогда люди, видя, какого совершенства Вы достигли, будут нуждаться в Ваших услугах.

Ксения Вахранева

"Вся работа" №33 (081) 31 августа-6 сентября 2009г.